Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Мои статьи

Устный счет на уроках математики

Устный счет на уроках математики

            Задача формирования вычислительных навыков - центральная в курсе математики начальных классов. Но было бы ошибкой решать эту задачу только путём зазубривания таблиц сложения и умножения и использования их при выполнении однообразных тренировочных упражнений. Поэтому большую роль в развитии вычислительных навыков и логического мышления на уроках математики играют систематические и целенаправленные устные упражнения, работа по культивированию которых должна проводиться постоянно и увязываться с программным материалом.

 

            Устная работа на уроках математики в начальной школе имеет большое значение- это и беседы учителя с классом или отдельными учениками, и рассуждения учащихся при выполнении тех или иных заданий. Среди этих видов устной работы можно выделить так называемые устные упражнения. Для достижения правильности и беглости устных вычислений в течении всех четырёх лет обучения на каждом уроке математики необходимо выделять 5-10 минут для проведения упражнений в устных вычислениях, предусмотренных программой каждого класса.

 

            Устные упражнения проводятся в вопросно - ответной форме, все учащиеся класса выполняют одновременно одни и те же упражнения. Так как устные упражнения- это этап урока, то они имеют свои задачи: - Воспроизводство и корректировка знаний, умений и навыков учащихся, необходимых для их самостоятельной деятельности на уроке или осознанного восприятия объяснения учителя. - Контроль учителя за состоянием знаний учащихся.

 

 Организация занятий по устному счёту.

 

            Чтобы навыки устных вычислений постоянно совершенствовались, необходимо установить правильное соотношение в применении устных и письменных приёмов вычислений, а именно: вычислять письменно только тогда, когда устно вычислять трудно. Упражнения в устных вычислениях должны пронизывать весь урок. Их можно соединять с проверкой домашних заданий, закреплением изученного материала, предлагать при опросе. Особенно хорошо, если наряду с этим, специально отводить 5-7 минут на уроке для устного счёта. Материал для этого я подбираю из учебника или специальных методических сборников.         Устные упражнения должны соответствовать теме и цели урока и помогать усвоению изучаемого или ранее пройденного материала. В зависимости от этого я определяю место устного счёта на уроке. Если устные упражнения предназначаются для повторения материала, формирования вычислительных навыков и готовят к изучению нового материала, то лучше их провести в начале урока до изучения нового материала. Если устные упражнения имеют цель закрепить изученное на данном уроке, то надо провести устный счёт после изучения нового материала. Не следует проводить его в конце урока, так как дети уже утомлены, а устный счёт требует большого внимания, памяти и мышления. Количество упражнений должно быть таким, чтобы не переутомлять детей и не превышать отведённого на это времени урока. При подборе упражнений для урока следует учитывать, что подготовительные упражнения и первые упражнения для закрепления, должны формироваться проще и прямолинейнее. Здесь не нужно стремиться к особенному разнообразию в формулировках и приёмах работы. Упражнения для отработки знаний и навыков и особенно для применения их в различных условиях, наоборот должны быть однообразнее. Формулировки заданий, по возможности, должны быть рассчитаны на то, чтобы они легко воспринимались на слух. Для этого они должны быть чёткими и лаконичными, сформулированы легко и определённо, не допускать различного толкования. В случаях, когда задания всё- таки трудны для усвоения на слух, я прибегаю к записям на доске или рисункам.

 

Требования к проведению устного счёта.

 

            Методика проведения устного счёта может быть весьма разнообразной, при этом необходимо, чтобы учитель соблюдал следующие правила:

 

 - Упражнения необходимо подбирать не случайно, а обдуманно и целенаправленно.

 

- Вопросы и материал для упражнений не должен быть шаблонным и повторяться в одном и том же виде или форме.

 

- Упражнять и приучать к расчётам в уме не только в специально отведённое время, а постоянно требовать от учеников выполнения всех несложных вычислений без записей.

 

 - К устным упражнениям важно привлечь всех учеников класса.

 

- Выполнение учениками устных упражнений должно учитываться учителем и оцениваться по совокупности ответов одного ученика за несколько раз.

 

Категория: Мои статьи | Добавил: mariamaria (20.09.2013)
Просмотров: 2829 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0