Главная » Статьи » Мои статьи |
Устный счет на уроках
математики Задача
формирования вычислительных навыков - центральная в курсе математики начальных
классов. Но было бы ошибкой решать эту задачу только путём зазубривания таблиц
сложения и умножения и использования их при выполнении однообразных
тренировочных упражнений. Поэтому большую роль в развитии вычислительных
навыков и логического мышления на уроках математики играют систематические и
целенаправленные устные упражнения, работа по культивированию которых должна
проводиться постоянно и увязываться с программным материалом. Устная
работа на уроках математики в начальной школе имеет большое значение- это и
беседы учителя с классом или отдельными учениками, и рассуждения учащихся при
выполнении тех или иных заданий. Среди этих видов устной работы можно выделить
так называемые устные упражнения. Для достижения правильности и беглости устных
вычислений в течении всех четырёх лет обучения на каждом уроке математики
необходимо выделять 5-10 минут для проведения упражнений в устных вычислениях,
предусмотренных программой каждого класса. Устные
упражнения проводятся в вопросно - ответной форме, все учащиеся класса
выполняют одновременно одни и те же упражнения. Так как устные упражнения- это
этап урока, то они имеют свои задачи: - Воспроизводство и корректировка знаний,
умений и навыков учащихся, необходимых для их самостоятельной деятельности на
уроке или осознанного восприятия объяснения учителя. - Контроль учителя за
состоянием знаний учащихся. Организация
занятий по устному счёту. Чтобы
навыки устных вычислений постоянно совершенствовались, необходимо установить
правильное соотношение в применении устных и письменных приёмов вычислений, а
именно: вычислять письменно только тогда, когда устно вычислять трудно.
Упражнения в устных вычислениях должны пронизывать весь урок. Их можно
соединять с проверкой домашних заданий, закреплением изученного материала,
предлагать при опросе. Особенно хорошо, если наряду с этим, специально отводить
5-7 минут на уроке для устного счёта. Материал для этого я подбираю из учебника
или специальных методических сборников. Устные
упражнения должны соответствовать теме и цели урока и помогать усвоению
изучаемого или ранее пройденного материала. В зависимости от этого я определяю
место устного счёта на уроке. Если устные упражнения предназначаются для
повторения материала, формирования вычислительных навыков и готовят к изучению
нового материала, то лучше их провести в начале урока до изучения нового
материала. Если устные упражнения имеют цель закрепить изученное на данном
уроке, то надо провести устный счёт после изучения нового материала. Не следует
проводить его в конце урока, так как дети уже утомлены, а устный счёт требует
большого внимания, памяти и мышления. Количество упражнений должно быть таким,
чтобы не переутомлять детей и не превышать отведённого на это времени урока. При
подборе упражнений для урока следует учитывать, что подготовительные упражнения
и первые упражнения для закрепления, должны формироваться проще и
прямолинейнее. Здесь не нужно стремиться к особенному разнообразию в
формулировках и приёмах работы. Упражнения для отработки знаний и навыков и
особенно для применения их в различных условиях, наоборот должны быть
однообразнее. Формулировки заданий, по возможности, должны быть рассчитаны на
то, чтобы они легко воспринимались на слух. Для этого они должны быть чёткими и
лаконичными, сформулированы легко и определённо, не допускать различного
толкования. В случаях, когда задания всё- таки трудны для усвоения на слух, я
прибегаю к записям на доске или рисункам. Требования к
проведению устного счёта. Методика
проведения устного счёта может быть весьма разнообразной, при этом необходимо,
чтобы учитель соблюдал следующие правила: - Упражнения необходимо подбирать
не случайно, а обдуманно и целенаправленно. - Вопросы и материал для упражнений не
должен быть шаблонным и повторяться в одном и том же виде или форме. - Упражнять и приучать к расчётам в уме
не только в специально отведённое время, а постоянно требовать от учеников
выполнения всех несложных вычислений без записей. - К устным упражнениям важно привлечь
всех учеников класса. - Выполнение учениками устных упражнений
должно учитываться учителем и оцениваться по совокупности ответов одного
ученика за несколько раз.
| |
Просмотров: 2857 | |
Всего комментариев: 0 | |